Фрагмент для ознакомления
2
1. Профсоюзы как субъекты трудового права: понятие, задачи и функции. Правовое регулирование деятельности профсоюзов
В социальном партнерстве немаловажную роль играют субъекты трудовых отношений. Сторонами социального партнерства в сфере труда, в первую очередь, являются работники, а также работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Формой взаимодействия данных категорий является заключение коллективных договоров и соглашений, создание органов социального партнерства. Обязательное принятие на себя обязанностей, согласовывая интересы работников. Поэтому стороны социального партнерства могут работать лишь через своих представителей (органов профсоюзов или иных уполномоченных органов), а не иначе, законодатель уделил большое внимание данной проблеме. Он специально ввел в содержание ТК РФ целую главу, которая определяет лиц, представляющих сторон, и их правовое положение.
По установленной форме представительские правомочия перечисленных должностных лиц оформляются приказом работодателя. Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работника в социальном партнерстве выступают определенные органы:
1) профессиональные союзы;
2) их объединения;
3) иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
4) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществление контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управление организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками, что является неотемлемой частью права работников.
Нормативно-правовое регулирование вопросов ведения деятельности профсоюзов, а также право на представительство закреплены в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» . Это акт содержит понятие профсоюза , то есть «добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально - трудовых прав и интересов». Следует отметить, что не только Конституцией РФ , ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», но и другими федеральными законами, законами субъектов РФ регулируются взаимоотношениях профсоюзов с органами государственной власти, органами МСУ, работодателями, их союзами, ассоциациями, иными общественными объединениями. Трудовой кодекс РФ, тоже остается в числе нормативных актов, который закрепляет участие профсоюзов в решении работодателем вопросов, которые затрагивают интересы работников. То есть, чаще всего права работников представляет первичная профсоюзная организация в отношениях социального партнерства.
Опираясь на ст. 30 ТК РФ, можно сделать вывод, что в ней закреплено правило, то есть, «на локальном уровне интересы работников работодателя, который является членом данных профсоюзов, должны быть представлены профсоюзом и ее органами». Но законодательством предусмотрены такие исключения, как: первичная профсоюзная организация отстаивает права всех без исключения работников у настоящего работодателя без учета их членства в профсоюзах.
Существует несколько случаев, при которых созданный профсоюзными организациями орган вправе, выражая мнение всех работников данного работодателя, выступить в коллективных переговорах:
− при условии, что действующая первичная профсоюзная организация объединяет больше одной второй общего числа работников;
− при условии, что две или более первичные профсоюзные организации сформировали единый представительный орган, который объединяет больше половины работников определенного работодателя;
− при условии, что поручено представлять интересы всех работников в коллективных переговорах той первичной профсоюзной организации, которая избрана на конференции работников как первичная профсоюзная организация.
Еще следует отметить, что не допускается передача полномочий первичной профсоюзной организации от имени работников, которые не были членами профсоюзов. Есть четкое указание в законе, на которое мы обратили внимание ранее, то есть представительство осуществлялось всех без исключения работников .
Есть еще право, которое закреплено в ТК РФ - представлять интересы работников, которые не являются членами организаций, профсоюзами исключительно для проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, разрешения коллективных трудовых споров. Можно привести примеры, при которых является допустимым формирование иного представительного органа на общем собрании, в случае, если работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации .
Разобрав положения ст. 31 ТК РФ следует обратить внимание на то, что в случае отсутствия либо малочисленности первичной профсоюзной организации представителем работников могут выступать или представительный орган, или представители (специально избранное лицо из общего состава работников). Разрешение указанного вопроса и проблемы, касающейся наименования и состава представительного органа и т.д. относится к полномочиям конференции (общего собрания). Следует отметить, что в социальном партнерстве немаловажную роль играют субъекты трудовых отношений. То есть работники и работодатели выступают сторонами социального партнерства в сфере труда. А так же органы государственной власти, органы местного самоуправления, в случае если они выступают в качестве работодателей или их представителей или в иных случаях предусмотренных федеральными законами могут быть сторонами социального партнерства.
В связи с развитием социально-экономической системы, исследование деятельности профсоюзов является не только актуальным, но и перспективным. Создание влиятельных профсоюзов, способных эффективно отстаивать интересы работников – неотъемлемый атрибут цивилизованного государства. Именно профессиональные союзы являются активной общественной силой в борьбе за достойный, свободный и социально защищенный труд.
Главной задачей представителей профсоюзов по вопросам охраны труда является защита прав и интересов членов профсоюза в этой сфере трудовых отношений, предоставления им практической помощи в решении соответствующих вопросов.
Для обеспечения охраны труда, представители профсоюзов имеют определенные обязанности. Во-первых, они должны осуществлять представительство и защиту интересов членов профсоюзов в сфере охраны труда и окружающей среды в органах государственной власти, местного самоуправления, в отношениях с работодателями, объединениями работодателей и граждан. Во-вторых, проверять состояние условий и безопасности труда, охраны окружающей среды на предприятиях, обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями, средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическим питанием и т.п.
Кроме того, в их обязанности входит анализ состояния охраны труда и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, принятие эффективных мер по улучшению условий и повышение уровня безопасности труда. Представители, по своим полномочиям имеют право участвовать в работе комиссий: 1) по расследованию несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; 2) по проверке знаний должностными лицами и работниками нормативно-правовых актов по охране труда; 3) по проверке или комплексному обследованию состояния охраны труда на предприятии, проводимых органами государственного надзора за охраной труда.
Помимо прочего, представитель должны содействовать пострадавшим, членам семей погибших на производстве или лицам, которые представляют их интересы в решении вопросов относительно их участия в расследовании, ознакомлении с материалами по его результатам. К основным проблемам современного профсоюзного движения относят: 1) постоянное снижение уровня доверия населения к профсоюзам; 2) незаинтересованность и неспособность профсоюзов заниматься работниками новых форм хозяйствования, частных фирм в частности; 3) недостаточная поддержка профсоюзами групп, которые потеряли работу; 4) чрезмерная политизация профсоюзного движения, усиления зависимости «независимых» профсоюзов от определенной политической силы .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 148.
4. Федеральный закон № 439-ФЗ от 16.12.2019 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» // «Собрание законодательства РФ. 23.12.2019. № 51 (часть I). Ст. 7491.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» // Собрание законодательства РФ. 21.04.2003. № 16. Ст. 1539.
6. Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» // Российская газета. № 235. 19.11.2003.
7. Балакина М.Л., Найденова Л.И. Социальная защита работников и ее место в системе управления персоналом организации // Социокультурные факторы консолидации современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Под редакцией Г.Б. Кошарной. Пенза, 2020. С. 30-33.
8. Васильева Ж.С., Цапыгина М.Н. Профсоюзы как инструмент защиты социально-трудовых прав работников // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, посвященной Дню юриста. 2019. С. 167-170.
9. Глушко О.А., Довшков Ю.А. Социальное партнерство в сфере труда // Аграрное и земельное право. 2018. № 11 (167). С. 109-111.
10. Доренская Е.В., Васильев А.С. Совершенствование деятельности профсоюзных организаций в сфере охраны труда // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты. Материалы Пятой международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Отв. редакторы Е.П. Мельникова, Е.Ю. Руднева, О.Л. Дариенко. 2020. С. 236-240.
11. Ермакова М.М. Трудовая дисциплина: актуальность, значение, управление // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке. Сборник научных статей V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 78-83.
12. Киселева Н.В. Трудовая книжка: сущность, значение, перспектива отмены // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2019. № 2. С. 32-33.
13. Клименко А.М. Методы обеспечения трудовой дисциплины в организации // Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии. Сборник научных статей по итогам работы третьего международного круглого стола. 2019. С. 140-141.
14. Суетина Н.М., Зарецкая М.Г. Трудовая книжка: история и современность // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 1 (254). С. 58-64.
15. Тишукова С.Ю., Тишуков С.В. Цифровой формат сведений о трудовой деятельности работника // Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2020. С. 4-9.
16. Федорцова В.А. Правовая природа трудовой дисциплины // Дневник науки. 2019. № 4 (28). С. 151.